Перечитывая Макса Фрая

Недавно решил перечитать серию «Лабиринты Ехо» Макса Фрая, которым взахлеб зачитывался в студенческие годы. Душа требовала простого приятного чтива, и Фрай, судя по приятным воспоминаниям, прекрасно подходил под это требование.

По мере прочтения у меня начало формироваться стойкое ворчливое впечатление в стиле «раньше было круче», и я решил разобраться: что же двадцатилетнего меня так привлекало в серии Фрая (для удобства будем считать Макса Фрая одним человеком)? При зрелом анализе все оказалось на поверхности и довольно просто раскладывается на отдельные составляющие.

Эти составляющие довольно сложно распределить по шкале важности, так как каждый отдельный читатель воспримет их по-своему, потому просто перечислю их, не подчеркивая важности того или иного конкретного пункта. Ну, разве что начну с более простых, а закончу глубокими, требующими определенных навыков в самокопании и понимании ближнего своего.

Во-первых, в Лабиринтах Ехо все постоянно что-то жрут. Причем описывается это как процесс поглощения нереально вкусной еды и феерических напитков, для приготовления которых даже использовалась магия. Иначе как WOW! описать эти блюда невозможно.

Как ни странно, у большой части населения — любой возрастной, этнической и социальной группы — есть одна общая черта: они любят вкусно покушать. А еще они любят порассуждать на эту тему: всяческие рецепты, отзывы заведений и поваров всегда в моде. А потому важность того факта, что жители Ехо имеют возможность каждодневно уминать вкуснейшие блюда, которые доставляют в течение нескольких минут — тот еще повод для зависти читателя.

Во-вторых, Макс (главный герой) получает дохрена бабла, которое, по его собственному заявлению, даже не успевает потратить — причем в основном за то, что спит на рабочем месте.

Что бы ни говорили фантазеры, деньги — один из важнейших ресурсов современного мира, и если за них счастья купить нельзя, то можно купить яхту и немного ближе к нему подплыть (с). Главный герой получает одну из самых высоких зарплат в описываемом мире, и ему просто не приходиться беспокоиться о тех пустяках, которые мучают жителей мира нашего: где жить, что есть и на какие средства купить новый iphone.

Если хочешь создать у читателя (или зрителя) хорошее лирическое настроение, вычеркни из его сознания тему денег: либо не затрагивай ее вообще, либо сделай героя настолько богатым, чтобы финансовая тема не играла абсолютно никакой ограничивающей роли в сюжете. Что автор и сделал.

В-третьих, долголетие. Жители Ехо живут 300+ лет, причем этот «+» может выражаться и в тысячелетиях — все зависит от могущества человека. А главный герой Макс — очень могущественный персонаж, потому читатель внутренне уверен, что жить он будет очень и очень долго.

В-четвертых, безмолвная речь. В мире Ехо нет телефонов и телеграмм: там есть нечто вроде телепатии, когда любой человек может мысленно поговорить с любым другим (знакомым ему) человеком, не взирая на разделяющее их расстояние.

Согласитесь, удобно. Телефон может сесть, может быть проигнорирован, потерян или смыт в унитаз, а от безмолвной речи особо никуда не денешься — достать можно кого угодно, в максимально сжатые сроки и на абсолютно бесплатной основе.

В-пятых, описываемый в Лабиринтах Ехо мир гораздо приятнее нашего. Он новый и необычный, в нем есть место и рутине, и сверхъестественным событиям, в нем свои законы и правила — более простые и логичные, которых так не хватает в нашей абсурдной реальности.

Человек не несет никакой ответственности, если действовал по принуждению; за людей, неспособных оплатить обед, платит государство; площадь жилища у них сродни нашим вокзалам и ангарам. Рай, а не мир; согласитесь, жить в нем куда приятнее.

В-шестых, магия. Представьте себе мир, где весь быт можно переложить на плечи магии, а заодно и превратить обычные занятия в нечто совершенно прекрасное. Магия — мечта многих наших романтиков, а так же двигатель продажи многих компьютерных игр и художественной литературы.

Бич нашего мира — зябкая рутина повседневного существования. Человек привыкает ко всему — даже к роскоши, богатству и всеобщему обожанию; он всегда будет стремится испытать что-то новое, необычное, бодрящее чувства. Магия для нас — отличное недостижимое удовольствие, которое пленит разум и завистливой судорогой сводит скулы во время прочтения литературы, подобной Лабиринтам Ехо.

В-седьмых, главный герой Макс, по сути, ни за что не отвечает и ничего не решает. Его начальник берет на себя всю ответственность за Макса и обычно хвалит за любой, даже за самый идиотский поступок.

Макс не получает выговоров, не лишается зарплаты и не увольняется. Он автоматически лишен того самого кнута, перед которым ползают на коленях большинство жителей нашего хаотического мира. Мы пашем на 120%,  задерживаемся на рабочем месте часами, выходим по выходным, даже дома постоянно думаем о работе — чтобы показать, что мы лояльные сотрудники, нас беспокоит будущее компании. Макс же может подорваться и слинять с рабочего места, чтобы съесть чего-нибудь вкусненького, и ничего с ним не случится.

Представьте себе должность, на которой вы в основном пинаете баклуши, не отвечаете ни за какое принятое вами решение, да еще и получаете умопомрачительную зарплату. Это ли не счастье?

Ну и в-восьмых, у Макса все всегда получается просто и без напряга. Ему даже стараться не нужно, чтобы быть сильнее многих могущественных людей мира Ехо, и магией он овладевает с пугающей всех скоростью. Никаких лет зубрежки, теории и магистратуры: хлоп, и твои заклинания уже сводят всех с ума.

В нашем мире за все нужно платить: за знания — обучением, за опыт — практикой, а за обед — деньгами. Мир Ехо на корню ломает этот принцип. Золотая рыбка, волшебная палочка, исполняющая желания щука — все мечты славянских народностей нашли свое воплощение в романах Фрая. Ты не должен ничего тратить на получение новых навыков и возможностей, просто щелкни пальцами.

 

Думаю, последние два пункта больше всего манят среднестатистического читателя Лабиринтов Ехо: хочется всего, без оплаты и без последствий. Наверное, именно это так привлекло меня к произведениям Фрая в студенческие годы: могущественный лентяй-долгожитель в новом прекрасном мире с неограниченными финансовыми русерсами. Сознание опьянено возможностями, а разум погружен в состояние оптимистического идеализма. Так было тогда.

Сейчас же я читаю Фрая, и испытываю большей частью разочарование. Не будем трогать мир Ехо и его героев; взглянем ближе на саму манеру изложения автора. Язык Фрая радует только в первой половине самой первой книги — он свеж манерой повествования, переработанными на новый лад идиомами, общим подбор слов.

Дальше же в глаза бросаются постоянные штампы и однородные речевые обороты; персонажи постоянно говорят одно и то же, большей частью даже дословно. Все это давит, начинаешь испытывать некую неловкость из-за однообразия художественных приемов автора и дальше читаешь через строчку — уже только ради содержания, опуская форму. Это очень большой минус: лично меня в любом произведении форма всегда интересовала куда больше содержания.

Романы Фрая (по крайней мере серия Лабиринты Ехо, за все творчество не говорю) нацелены на молодую аудиторию, которой важно скушать конфетку, не обращая внимания на обертку. Но автора прежде всего делает его манера письма: без нее мы лишь получаем очередной детектив Марининой.

Вывод могу сделать один: жаль, что я решил перечитать Лабиринты Ехо. А ведь все могло быть хорошо: я бы периодически вспоминал, как мне когда-то понравилась эта серия Фрая, и что надо бы ее перечитать…как-нибудь потом. Это такое легкое чувство ностальгии, милое и приятное, но которое ни в коем случае нельзя пытаться удовлетворить.

Это как пересматривать фильмы, от которых голова шла кругом в детстве. Даже не пытайтесь повторить эти ощущения за счет старого опыта — получите лишь разочарование  и грусть по ушедшему. Все мы люди, а потому будем безвольно и безропотно продолжать стремится к новому, необычному, бодрящему чувства, так как ко всему старому мы уже, к сожалению, привыкли. Будем ждать новых Максов, новых Фраев, а может прыгнем повыше, и сами ими станем. И тогда это уже будет совсем другой роман.

Ваш отзыв

Комментариев нет отзыва(ов)

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.