О современном рекламном подходе

Как человек, который четыре года отработал в рекламной области, я могу сказать о рекламе многое. Но хочу сказать я только одно: она меня бесит! Меня выводит из себя имперсональный подход, рассылка спама, лицемерные улыбки менеджеров, идиотские слоганы и, самое главное, неполноценные люди, которые работают в рекламных агентствах и маркетинговых отделах компаний. Не знаешь, чем заняться? Ничего не умеешь, но не хочешь идти в McDonalds? Иди в рекламу!

Реклама — это способ рассказать людям и себе: об услугах, товарах, своем бренде и своей команде. Реклама — это возможность создать спрос и возможность его удовлетворить. Реклама — двигатель торговли. Именно так все должно быть. Однако выходит, что сегодня реклама — это способ заставить аудиторию ненавидеть твой бренд, обходить девятой улицей твой магазин и сразу выбрасывать твою полиграфию в мусор.

Лично у меня реклама в 95% случаев вызывает стойкое впечатление деградации рынка: бренды больше беспокоятся о том, чтобы кричать громче, чем о своем имидже и о содержании того, о чем кричат. Мало кто заботится о положительном образе компании, о качественном выполнении своих обязательств, о высоком уровне обслуживания; главное быть у всех на устах. Сегодня количество — это основной посыл современной рекламы.

Конечно, под одну расческу всех не сгрести: есть действительно серьезные бренды и удачные проекты; однако, эти 5-10% на фоне остального шлака редко всплывают. А шлак этот везде — мы сталкиваемся с ним десятки раз на дню.

К примеру, у меня дома валяется старый ресивер компании Воля, который остался после переезда с прошлой квартиры; некоторое время я пользовался IT и ТВ услугами данной компании, о чем до сих пор сожалею. Так же за мной числился долг примерно в $50, набранный новыми постояльцами старой квартиры. Естественно, я не собирался его оплачивать.

Воля беспокоила меня в течение года звонками и смс-ками с требованием погасить задолженность. Потом продала мой долг другой компании, которая еще год угрожала мне повесткой в суд, невозможностью путешествий за рубеж и выездом ко мне «команды по сбору долгов». Я все это довольно долго и успешно игнорировал, и знаете что? С недавних пор Воля снова начала мне названивать, но уже по другой причине: она опять предлагает мне свои услуги! Мало того, что она терроризировала меня 2 года наездами, так теперь хочет еще раз запрячь в свои кандалы.

Воля, с ее отвратительным качеством предоставляемых услуг, низкой скоростью интернета, частыми обрывами связи, вечно недоступным саппортом… названивает мне каждые 2 недели, соблазняя повтором этого ада. А ведь я каждый раз прошу их мне больше не звонить. И какое у меня может быть впечатление об этой компании? Шарашкина контора, с которой я никогда больше не свяжусь. А ведь компания немаленькая, вроде-бы взрослая.

Еще пример: последний раз, когда я был в магазине Adidas, ко мне подбежал консультант и начал рассказывать об акциях магазина. Я сказал, что мне это неинтересно, и я просто хочу посмотреть товар…на что продавец, перебив меня, заявил: «Как неинтересно? Вы ведь даже не дослушали…», и продолжил рассказывать об акциях. Естественно, я просто развернулся и ушел из магазина. Было это больше года назад, и у меня ни разу не возникло желание вновь туда заглянуть.

А когда я искал работу, мне несколько раз в неделю звонили компании, предлагая сотрудничество в сфере финансовых инвестиций. Особенно задрала одна из них (названия не помню, какие-то заглавные три буквы), которая звонила с завидной регулярностью. Каждый разговор ее представители начинали с фразы «Здравствуйте, это компания XYZ. Вы что-нибудь нас слышали?» О-о-о, я не только слышал, и я сказать много чего о вас готов.

В конце концов я заявил очередной представительнице, что она уже 6-я звонит мне именно из этой компании, и попросил прекратить это делать. И знаете что? Через несколько часов мне звонит ее руководитель и получается примерно следующий диалог:
- Добрый день. Вам сегодня звонила моя подчиненная, вы попросили ее больше не звонить, и я хотела уточнить — почему?
- о_О … Потому что ваша компания мне звонит каждую неделю по несколько раз, и я каждый раз прошу мне не звонить и не тратить мое время…
- Но почему?
- Потому что мне ваше предложение неинтересно.
- Как неинтересно?
- Абсолютно неинтересно.
- (шок) Вам неинтересны деньги?!
- (facepalm) До свидания.

Это насколько тупым нужно быть, чтобы намеренно названивать человеку, которого эти звонки бесят? Что они пытаются от этого получить?
- Мы вам звонили уже 100 раз, но решили позвонить в сто первый — вдруг вы передумали?!
- Как хорошо, что вы позвонили: я как раз осознал, что финансовые инвестиции — как раз то, чего мне не хватало до полного счастья…

И раз уж речь зашла о телефонном маркетинге: можно ли придумать более дурацкую фразу для автодозвона, чем «Оставайтесь, пожалуйста, на линии»?! Я занят своими делами, может, радуюсь жизни, купаюсь в позитиве, вижу звонок с неизвестного номера, поднимаю трубку и слышу: «Оставайтесь, пожалуйста, на линии»! Лично я даже успеваю удивиться перед тем, как бросить трубку: эти гадские спамеры звонят мне при помощи автодозвона и просят оставаться на линии, пока со мной соединится живой менеджер. Нечасто встретишь такое сочетание наглости и глупости.

И это я еще не говорил об интернет-спаме! Каждый день получаю по несколько электронных писем от какой-то Фабрики Экскурсий. Google фильтр не срабатывает, решил поискать отписку от рассылки, и что же я там нашел?! «Что бы не получать дальнейшей почты перейдите по ссылке http://greatlifetouring.ru». Они меня вообще за дибила держат? «Хотите отписаться? Хрен вам. Но если вы имбицил, можете зайти на наш классный сайт и почитать еще кучу разного спама».

Или вот:
Меня зовут Александр. Это письмо — ни в коем случае не спам. Я хочу предложить вам…
Так и хочется написать:
Добрый день, Александр. Идите, пожалуйста, в жопу.
Только ведь знаешь, что этим письмом лишь подтвердишь свой адрес, и спам польется рекой.

Это даже не бред, это фарс. Я специально уже лет 6 не смотрю телевизор, чтобы оградить себя от того шлака, который он вливает в народ при помощи новостей, передач и рекламы. Но иногда неизбежное зло входит в мою жизнь, и я начинаю хвататься за штепсель и шарить рукой в поисках валидола. В то же время я испытываю странное чувство неловкости и стыда — за компании, которые рекламируются; за компании, которые делают эту рекламу; за людей, которые на нее ведутся.

Сейчас украинское телевидение почти полностью заполнено лажовой политической рекламой. Я не видел ни одного ролика, от которого бы не осталось негативного впечатления (про положительное я даже не заикаюсь). Шевченко, как на утреннике, читает стишок; регионы уверяют, что с ними нам стало гораздо лучше; коммунисты хватаются за бабушек и дедушек; а внезапное во весь экран лицо Ющенко и вовсе сбивает со стула.

Они там нас вообще за дураков держат? Главное — засветиться, а сюжетная нагрузка и хоть какое-то содержание не важно? Это стадо все скушает, нужно хоть название партии выжечь у них в остатках мозгов? И ладно Украина: российские каналы убежденно считают, что футбол смотрят только мужики, озабоченные проблемами с потенцией и простатой. По крайней мере, именно этой рекламы больше всего в перерыве между таймами.

Откуда в нашу жизнь пришел этот шлак? От глупых рекламистов? Недалеких рекламодателей? От моды на дешевое многократное повторение? Почему целевую аудиторию считают настолько тупой, что она должна принять любой третьесортный материал?

95% содержания, которое до нас пытаются донести, между строк кричит, что мы тупое быдло; нам нужно дать пинка, чтобы мы срочно купили что-нибудь ненужное, да в максимально возможных количествах. А ведь некоторые из нас — довольно образованные и вполне интеллигентные люди. И этих людей бесит откровенная попытка рекламодателей назвать их идиотами. И потому они бросают трубки, шарахаются от промоутеров и переключают на другой канал во время рекламы.

То, что реклама врет — понятно всем. Потому ей не верят, и потому креативные ребята продолжают выдумывать все новые и новые каналы донесения информации до целевой аудитории. И это по сути своей нехилый такой fail. Потому что гораздо умнее было бы просто улучшить качество своих товаров, уровень своих услуг.

Как-то раз мне нужно было убить полчаса времени возле МакДональдса. Я отошел подальше от входа, открыл книжку и ничего не подозревая начал читать. Тут из Мака вышли покурить два человека — кассир и начальник охраны — и на отборном сельском мате начали громко обсуждать свои сексуальные игрища с той или иной кассиршей данного заведения, временами взрываясь жлобским гоготом.

Как вы думаете, чего стоят многомиллионные  ролики, наружные конструкции и оберточные фантики МакДональдса после такого поведения двух среднестатистических сотрудников в брендированной форме? Нихрена они не стоят.

Не рекламу нужно развивать, а корпоративную культуру, этику обслуживания, а заодно и способы мотивации персонала. Реклама не сделает вас брендом, но она вполне способна показать, что вы амбициозная, патетичная и лицемерная унылая кучка. И, как ни странно, именно в этом случае она не соврет. Кто знает…может, именно с этого и начнется ее поступь с правдой по жизни.

Ваш отзыв

Комментариев нет отзыва(ов)

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.